Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Новости из VK
Архив новостей
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!





































инструкции и видеопомощь












ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

приказ об организации проведения итогового сочинения

 

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным предметам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г №1400 установлены следующие сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году:

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Категории участников итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (п. 9 и п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).

Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

       Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

      Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

     Регистрация лиц, перечисленных в п. 2.2 настоящих Рекомендаций, для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования (далее – учредители), загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД России), имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее – загранучреждения). Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лица, перечисленные в п. 2.2 настоящих Рекомендаций, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения), которую указывают в заявлении. Выпускники прошлых лет при подаче заявления для участия в итоговом сочинении предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается выпускниками прошлых лет лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 Организация проведения итогового сочинения (изложения)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):

осуществляет методическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения);

организует разработку тем (текстов) для проведения итогового сочинения (изложения), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) (далее – критерии оценивания);

обеспечивает ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами для изложений);

разрабатывает единые форматы бланков итогового сочинения (изложения);

разрабатывает единый сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения); рекомендует сроки обработки и проверки итогового сочинения (изложения);

в случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации по объективным причинам определяет дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) для таких субъектов Российской Федерации.

 ОИВ, учредители и загранучреждения в рамках проведения итогового сочинения (изложения) определяют:

порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения);

порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации, в том числе принимают решение о включении процедуры удаления участников итогового сочинения (изложения), а также об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения);

порядок создания комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ;

места регистрации для участия в написании итогового сочинения и места проведения итогового сочинения для лиц, перечисленных в п. 2.2 настоящих Рекомендаций;

техническую схему обеспечения проведения итогового сочинения (изложения);

порядок тиражирования бланков итогового сочинения (изложения);

порядок передачи (доставки) комплекта тем сочинений (текстов для изложений) в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения (изложения), определенные ОИВ (далее вместе – места проведения итогового сочинения (изложения); порядок и схему копирования бланков участников итогового сочинения (изложения) для организации проверки экспертами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях (комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ);

порядок и сроки проверки итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях (комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ); порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (п. 5.2 настоящих Рекомендаций);

порядок осуществления проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»;

порядок осуществления сканирования оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения);

места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписей устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами);

сроки, места и порядок ознакомления участников с результатами итогового сочинения (изложения);

порядок проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) другой образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ, в случаях, предусмотренных п. 12 настоящих Рекомендаций. В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации по объективным причинам ОИВ, учредители и загранучреждения направляют соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового сочинения (изложения) вне расписания проведения итогового сочинения (изложения).

ОИВ, учредители и загранучреждения организуют формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема).

ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают:

организацию информирования участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела, посвященного итоговому сочинению (изложению), на официальных сайтах в сети «Интернет» ОИВ или специализированных сайтах;

проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных ОИВ, в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций; техническую готовность образовательных организаций к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);

передачу комплекта тем сочинений (текстов для изложений) в места проведения итогового сочинения (изложения);

опубликование комплекта тем итогового сочинения на региональных образовательных Интернет-ресурсах в сроки, установленные настоящими Рекомендациями;

информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов для изложений); хранение текстов для изложений, в том числе определяют места хранения и лиц, имеющих доступ к текстам для изложений; ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

Образовательные организации в целях проведения итогового сочинения (изложения):

обеспечивает отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;

под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), о порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации, установленном ОИВ, а также изложенном в методических документах Рособрнадзора, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения);

под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законный представителей) о местах и сроках проведения итогового сочинения (изложения), о порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации, установленном ОИВ, в том числе, если соответствующее решение было принято ОИВ – об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения), об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений), о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи, о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися;

не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения) формируют комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.

Порядок формирования комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях, а также функции указанных комиссий в рамках проведения итогового сочинения (изложения) изложены в Методических рекомендациях по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

    Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.

      Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

      В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников)  итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).

    В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем учебном году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных настоящими Рекомендациями, в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения 

    С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства

 Срок действия итогового сочинения  (изложения) 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

                  При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

        В первую очередь эксперты проверят, соответствует ли работа двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Что и как оценят

Какие последствия

Что порекомендовать ученику

В сочинении должно быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем – от 350 слов, максимального количества нет.

Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные

Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом.

Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет»

Считайте количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет»

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Что и как оценят

Какие последствия

Что порекомендовать ученику

Нельзя списывать:

– с работы другого участника;

– чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;

– литературной критики и т. п.

Объем цитирования – не больше собственного текста

Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и за работу в целом Используйте прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Требований к оформлению ссылки нет

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

                             Итоговые сочинения эксперты оценивают после того, как признали, что они соответствуют основным требованиям.

Сочинение оценивают по пяти критериям:

  1. Соответствие теме.
  2.  Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Какой критерий

Что оценят

Как оценят

Соответствие теме Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой «Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет»
Аргументация. Привлечение литературного материала Как участник умеет использовать литературный материал для аргументации своей позиции.

Как умеет строить рассуждение, привлекая не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.

Уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы

«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:

– не использовал литературный материал;

– существенно исказил содержание произведения;

– лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Композиция и логика рассуждения Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами «Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Качество письменной речи Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины «Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Грамотность Грамматику, орфографию, пунктуацию «Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Объясните ученикам, что критерии № 1 и № 2, то есть соответствие теме и аргументация, – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.

Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года

Руководителю образовательной организации ____________________

Заявление

Я, фамилия имя отчество _______________________________________________________________________________________________

Наименование документа, удостоверяющего личность __________________________________________________________________________

Серия _________________ Номер ____________________________

Пол: Мужской Женский

Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом

сочинении                                           изложении

для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

                  Прошу для написания итогового сочинения (изложения) создать условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, подтверждаемые:
-Копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
-Оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы
-Увеличение продолжительности написания итогового сочинения (изложения)  на 1,5 часа

(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, сдача итогового сочинения (изложения) в устной форме по медицинским показаниям и др.)

Согласие на обработку персональных данных прилагается. C Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения) ознакомлен (-а) Подпись заявителя ______________/_______________________________(Ф.И.О.)

«____» _____________ 20___ г.

Контактный телефон

Регистрационный номер

Приложение 3. Образец согласия на обработку персональных данных

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я, _____________________________________________________________________, (ФИО) паспорт ___________ выдан _______________________________________________, (серия, номер) (когда и кем выдан) адрес регистрации:_______________________________________________________,

даю свое согласие _________________________________________________________________________ (наименование организации) на обработку моих персональных данных, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных: фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; гражданство; информация о результатах итогового сочинения (изложения), информация об отнесении участника к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, инвалидам. Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в целях формирования федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС) и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС), а также хранение данных об этих результатах на электронных носителях. Настоящее согласие предоставляется мной на осуществление действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу третьим лицам для осуществления действий по обмену информацией (операторам ФИС и РИС) обезличивание, блокирование персональных данных, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Я проинформирован, что ___________________________________гарантирует (наименование организации)

36

обработку моих персональных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как неавтоматизированным, так и автоматизированным способами. Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации. Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению. Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах.

«____» ___________ 201__ г. _____________ /_____________/ Подпись Расшифровка подписи

 

Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.

Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объем − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

       Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

       Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

   В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите ее, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечѐнных текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

     Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарѐм). Сочинение пишите четко и разборчиво.